Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Воробьева (Кузнецова) Елизавета

Васильевна

Родилась в Ю-Конево, школу закончила в Багаряке в 1970г.

Трудовая деятельность связана со Свердловском. Профессия - машинист башенного крана, хотя поработать пришлось и в огневской библиотеке (1974-1975гг), и поколесить по стране в туристических и пассажирских поездах.

Занялась родословной тогда, когда родных старшего возраста уже не осталось. Из-за обиды за отсутствие в Конево памятника участникам войны взялась за поиски земляков. Люди стали обращаться с вопросами. При работе в архиве или библиотеке попутно брались материалы по всему багарякскому кусту.    Чтобы все знали и ценили прошлое, приумножали добрую славу предков и передавали своим детям только светлое и позитивное.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

Архивные находки

от Воробьевой Елизаветы Васильевны

Надеюсь на любые отклики, ибо в спорах рождается истина.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

1899 год "Екатеринбургские епархиальные ведомости"

"Практическое руководство для священнослужителей"
                                                                                   П.Нечаев

Наставления отца сыну по руководству 10 заповедей господних

Не согрешай

1 заповедь

Коснется ль грех тебя, - скорее
К отцу духовному спеши
И кайся, во всём, не скрывая,
И постарайся - не греши.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 заповедь

На сильных века не надейся
И перед ними не пади,
И самомненью не вверяйся,
Похвал от ближнего не жди.

В ущерб и совести и чести,
Стыдись искать себе наград.
Держися правды, бойся лести,
И всяк тебе да будет брат!

Пред духом времени не гнися,
Ханжой не будь, не лицемерь,
Стоять за правду не стыдися,
Сребру и золоту не верь.

3 заповедь

Не заставляй божиться брата,
Не прикрывай божбой навет,
Исполни с радостью и свято
Творцу и праведным обет.

К молитве праведной, усердной
Себя вседневно приучай
И в помощь Господа вселенной
В делах худых не призывай.

4 заповедь

И если меньшие из братий
Под власть твою подчинены
Порока гибельных объятий
Тобой да будут спасены.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 заповедь

Почти отца и мать, питавших,
Родивших, холивших тебя
И восприемников, приявших
В рожденьи паки бытия.

Почти их пищей и одеждой,
Покорность, ласку окажи,
Соделай жизнь их безмятежной,
С любовью старость поддержи.

Отца и матери поступки
Судить осмелиться страшись,
За их падения, проступки
Усердно Господу молись.

6 заповедь

Проси у Господа терпенья
И гордый дух свой усмири,
Любить врагов проси уменья,
На гроб и суд всегда смотри.

И если Вышний Вседержатель
Тебе семейство даровал
Храни его, чтоб искуситель
Тот дар священный не покрал.

Храни ты жизнь - то дар от Бога,
И не имей на ближних зла.
Чтобы к отмщению дорога
Тебе безвестною была.

7 заповедь

Грехом, соблазном, злым примером
Чужой души не погубляй
И никаким кровавым делом
Руки своей не запятнай.

Не поноси в гульбе ужасной,
В чаду разврата и вина,
Под шопот нежности продажной
Здоровью вредного пятна.

И объедением и пьянством
Свою мамону не ласкай,
И негой, роскошью и чванством
Ты дней своих не загубляй.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8 заповедь

Жилище, пищу и одежду
Своим трудом приобретай,
На труд чужой оставь надежду,
К обману, лжи, не прибегай.

Пронырством, хитростью и лестью
Не похищай ты прав чужих;
Не возвышай, торгуя честью,
Людей бездарных и худых.

В погоне жадной за наживой
Не променяй своей души
На блеск обманчивый и лживый,
На звон металла, на гроши.

9 заповедь

Ни на кого перед начальством
Языком злым не клевещи.
С сожженной совестью, нахальством
В других пороков не ищи.

Не ссорь людей, и под присягой
Не лжесвидетельствуй в судах;
Не будь наушником, сутягой,
Не изощряйся в клеветах.

Пороки ближнего, проступки
На суд людской не выставляй
И в людях добрые поступки
Ты грязной сплетней не пятнай.

10 заповедь

Не делай ближним ты досаду
И не завидуй счастью их;
Ищи всегда себе отраду
В благополучии других.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

"Екатеринбургская неделя" №31 1888г

Сельцо Усть-Карабольское, как лечебное место в Шадринском уезде

             Два года тому назад пришлось мне случайно узнать, что больные, страдающие катарами дыхательных и пищеприёмных путей, отправляются для лечения кумысом в Шадринский уезд. Расспрашивая о местах лечения, я узнал, что больные размещаются по разным башкирским и русским деревням; но что более всего их собирается в сельце Усть-Карабольском. Зная обстановку башкирских юрт и не решаясь проводить лето в кошах, я тоже решил отправиться в Усть-Караболку.

            Эта деревня, сохранившая по имени первого её основателя название Сушиной, расположена на юге от Каменского завода и отстоит от станции Островской каменской ветки Тюменской железной дороги в 50 верстах. Сообщение станции с деревней происходит безостановочно на обывательских лошадях и в довольно удобных экипажах.

Сообщение почтовое производится, или через Каменский завод, или через село Огневское Екатеринбургского уезда. В селе Багарякском, в 20верстах от У-Караболки, есть врач, услугами  которого и пользуются больные. Жаль, что врач этот, принадлежа к служащим екатеринбургского земства, ничем не заинтересован в устройстве кумысного дела в У-Караболке, и что Шадринское земство до сих пор не обратило внимания на то, что на его границе зарождаются лечебные пункты, остающиеся, однако, без всякого медицинского наблюдения.

            Сельцо У-Карабольское представляется крайним передовым постом русского поселения, за которым по направлению к востоку, западу и югу начинается северная часть обширной башкирской степи. Само название сельца указывает на то, что оно находится на устье речки Караболки, которая в этом месте впадает в речку Синару. Образуемый соединением этих двух речек уголок состоит из возвышенной, покрытой деревьями, скалы, на которой самый взыскательный любитель природы может найти приятные минуты успокоения, созерцая горы, покрытые растительностью и прислушиваясь к плеску протекающей воды. Местоположение сельца вообще весьма разнообразно и живописно. С одной стороны идут горы, имеющие вид  брошенных на поверхность земли призм, а с другой, при великолепной перспективе с этих гор, расстилаются зеленые поля, перемежающиеся березовыми рощами, в которых растет масса пахучих цветов. Мне передавали, что здесь недавно собирали лечебные травы для аптек. Доказательством же хорошего качества почвы служит то, что все нагорные места, покрытые березовым кустарником, дают массу клубники, из которой лечащиеся дамы приготовляют варенья. Кроме того имеется черная смородина, а о костянике нечего и говорить - она растет здесь на каждом шагу. Для любителей спорта представляется возможность побаловаться с удочкой на окуня, чебака и шуку, а ружейный охотник найдет здесь перепелов, тетеревов, куликов и в особенности много уток на озере Маяне, имеющем в окружности около 60 верст. Чудно это озеро в минуту восхода солнца; но надобно любить природу, чтобы была охота наблюдать её прелести, и чтобы не стесняться некоторыми неудобствами передвижения.

            Жаркий степной воздух заставляет нас забыть, что мы находимся у подножия неприветливого Урала. Почти постоянные западные ветры приносят сюда дождевые тучи, дающие своей влагой жизнь обильным травам, на которых пасутся башкирские стада. Ковыль-трава, столь любимая лошадьми и дающая, по мнению некоторых медиков, отличные качества кумысу, произрастает здесь в достаточном количестве.

            Кумыс приготовляется исключительно башкирами и доставляется из соседних деревень по цене 2 руб за ведро, или 12 руб в месяц за то количество, которое может выпить лечащийся каждый день. Как от способа приготовления кумыса в открытых кадках, а не в закрытых турсуках, так и от качества корма кобылиц зависит то, что здешний кумыс уступает киргизскому, как по густоте, так и по крепости своей; тем не менее на некоторых лиц он весьма скоро и явственно производит своё благотворное действие. Понятное дело, что если бы существовало медицинское наблюдение, то лечение кумысом скорее и правильнее достигало бы своего назначения. Не даром же интеллигентное екатеринбургское земство открыло кумысолечебные бараки, под наблюдением врача, в 25 верстах от У-Караболки, на самой границе Шадринского уезда. Пример во всех отношениях весьма назидательный и для Шадринского земства. Поставщиком лучшего кумыса считается здесь Халит Карымов из д. Чокуровой, но хороший кумыс приготовляет также Мухаметхожий Юрсулов из д. Кызыловой. Я даже находил, что последний кумыс гуще первого, потому что в кызыловской поскотине есть солонцы, тогда как лошади Халита пасутся на нагорных травах. Но кумыс из нагорных трав отличается особой чистотою, белизною и приятностью вкуса. Необходимо только помнить, что самый лучший кумыс бывает от начала июня и до половины июля.

            Вспомогательными средствами при кумысе, применяемыми с успехом, служат здесь железо в порошке и растворе, ванны речные и комнатные, с примесью соли.

            Жизнь в У-Караболке уже тем приятна, что вся обстановка в ней своя родная. Всего здесь 60 дворов, но есть дома хорошие, как-то: Сибирякова, Осокина и Крылова, которые сдают квартиры с платою от 5 до 15 руб в месяц. Крестьяне тоже уступают свои избы по невысокой цене. Стол хороший можно иметь у Сибирякова с платою по 12 руб в месяц.

            Таким образом, для больных недостаточных, не могущих обставить свою жизнь всеми удобствами в башкирских деревнях, а также для больных, не желающих отлучаться далеко от г.Екатеринбурга, Перми и др., У-Караболка представляет удобнейшее место для лечения кумысом, а с произведением предполагаемой железной дороги на Каслинский завод, в У-Караболке должен установиться лечебный пункт, который блистательно восполнит собою группу природных курортов Пермской губернии.

                                                                                                                                 А.К.

 

 ВРАЧЕБНО-САНИТАРНАЯ ХРОНИКА Пермской губернии

       1914г. №12   декабрь

Для принятия воинов на кумысолечение в У-Караболке и оз. Чебаркуль решено построить бревенчатые бараки на 50 чел (по 25 чел в бараке)

     1915г. №11-12

Смета на содержание кумысолечебницы на 25 чел в У-Караболке Шадринского уезда на 2 месяца

                                               3235руб:

            врач 150 р/мес  =   300р.

            фельдшер 75 р/мес=150р.

            сестра милосердия 30р.+квартира и стол=60р.

            кухарка 15р/мес   =30р.

            прачка                      30р.

            питание 25 больных, сестры милосердия и 2-х чел. прислуги по 50 коп/сутки=840р.

            проездные персоналу  200р.

стоимость кумыса (по 5 бутылок на человека в сутки)  =1125р.

            найм помещения   300р.

            содержание здания 200р.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

ГАСО фонд 24 опись 3 дело 1092-а 1745г. 

"Рассказы крестьян разных деревень Катайского острога, Багарятской и Арамильской слобод о времени основания, месте расположения, числе дворов и угодьях своих деревень".

Деревни Огневой.

Евдоким Рышков Алексей Бердников Сила Стафеев Михайло Мясников Дементий Сапатин Тимофей Сарапулцов с товарыщи и все той деревни крестьяне сказали:

в прошедших де давных годех тому будет болше сорока лет перешет Багарятской слободы из разных деревень поселились в тое деревню над озером Куяшем близ Токаревой деревни расстоянием с версту и ныне имеют сорок восемь дворов и с тою же деревнею имеют в одних местах подле озера Куяш до Синары пашен десятин триста покосов на пять тысеч копен, да за Синарою присвоили в данной их земле пашен десятин со сто и болше сенных покосов на пять тысеч копен болше, а о протчем сказали то ж, что показали Токаревой деревни крестяне Тихон Первушин с товарыщи. К сему вместо Евдокима Рышкова и всех той деревни крестьян по их прошению Багаряцкой пищик Михайло Михеев руку приложил.

Деревни Слоботчиковой:

Василей Евдоким да Федор Слоботчиковы Михайло Кадошников Дмитрей Бобин Куприян Чюрбанов с товарыщи и все той деревни крестьяне сказали:

Прежде до 1731-го году жили тоя ж Багаряцкой слоботы в старой Слоботчиковой и в протчих деревях а оттоль в 1731 году по данному ис Каменской заводской канторы указу, оной Василей Слоботчиков на том месте где ныне живут построил хлебную мельницу на реке Синаре на прежде бывшем мелничном месте умершаго тоя ж Багаряцкой слободы крестьянина Аверкъя Окулова, которой тут де и жил двором, и при оной мельнице поселились и они Слоботчиковы двумя дворами, и пашни и сенные покосы имели на сей стороне той реки Синары в близости. И в 1737-м году воры башкирцы тоя их деревню всю выжгли и разорили, и по утишению де башкирского воровства в 1737-м году на оном месте паки построились дворами и ныне имеетца их 9 дворов и при той деревне имеют на здешней стороне Синары пашен десятин сорок, сенных покосов копен на две тысячи и больше, да на оном же прежнем месте имеют оброчную мельницу да другая строитца, а кроме того рыбных и звериных ловель и других никаких промыслов не имеют, а оброков до 1738 году и после того с пашенных земель и сенных покосов башкирцам никогда не давали и никаких мест от них себе не присвояли и в кортом не бирали, а присвояют де они башкирцы пахотную их землю и сенные покосы данную их Багаряцкой слободе, и называют своею, и с тех мест, что за Синарою згоняют их напрасно, и поставленные сена отимают и посеянный хлеб, и сенные покосы скотом травят многожды и людей бьют, и грабят косы и серпы, и тем им чинят обиды и притеснения. Из оных де крестьян Лука Кузнецов да Дмитрей Бобин об нынешнем 1745 году купили у мещеряков токмо роспаши во означенных же местах, Кузнецов десятину - дал сорок копеек, Бобин две десятины дано по пятнатцети копеек за десятину, а они де мещеряки уехали жить в верх Яицкие вершины, а у башкирцев де никакой земли не купливали, и оброку никакова не плачивали, о чем де и выше сего показано именно; и все де выше писанное сказали самую истинную правду и ничего не утаили и ежели что сказали ложно а после о том будет извесно и за оное повелено было учинить им как ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указу повелевают;

К сему вместо Василья Слободчикова с товарищи и всех той Слободчиковой деревни крестьян по их прошению Каневской крепости дьячек Сергей Шадриных руку приложил

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

ГАСО фонд 18 опись 1 дело 478 
1914г.     Анкеты торгово-промышленных заведений
       ОГНЕВСКАЯ волость:

                          Алыбин Иван Егорович - мельница
                          Первушин Иван Осипович - кузница
                          Первушин Яков Миронович - кузница
                          Первушин Семен Степанович - овчинное заведение

       ЮШКОВСКАЯ волость:

                          Бобин Федор Лаврентьевич - торговая лавка

                          Котов Дмитрий Парфенович - кузница
                          Кузнецов Потап Яковлевич - торговая лавка

                          Ордин Никанор Данилович - торговая лавка, овчинн. завед., кузница
                          Ордин Кузьма Петрович - кузница

                          Попов Константин Данилович - кузница, слесарная мастерская
                          Пьянков Семен Клементьевич - кузница

                          Соколов Андриан Петрович - торговая лавка
                          Уфимцев Василий Константинович - винная лавка

                          Уфимцев Василий Павлович - кузница
                          Филинков Григорий Тимофеевич - торговая лавка
       Юшковское общество потребителей имело торговую лавку
       Церковь тоже имела собственную торговую лавку

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

"Екатеринбургские епархиальные ведомости" 1888 №29  

       Кроме взимания платы с учащихся, школы имели и другие, более или менее важные средства для своего существования:

       1) Пособия от Земства /от 6 до 15р.в месяц/ - это У-Карабольская Огневского прихода Екатеринбургского уезда

       2) Пособия книгами и др.принадлежностями -  опять У-Карабольская /на 71р/  

       3) Пособия от священнослужителей  -  священник Огневского села Адриан Парышев платит учителю открытой им школы грамотности в д.Клепаловой по 30 р. в год.  

       4) Пожертвования от частных лиц - (крестьянин д.Клепалово помещает в своём доме бесплатно школу грамотности)  

       У-Карабольская школа того же прихода пользуется бесплатным помещением в доме г.Толмачева.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

Шишонко В.Н

Описание начальных народных училищ в уездах Екатеринбургском, Шадринском и Камышловском Екатеринбургского района Пермской губернии" Екат-г, 1878 г.

     Земские учреждения введены в Пермской губернии в течении 1870г.

     Уездные управы открыли свои действия в мае и июне, и губернская управа 11 августа.

     Одну из главных задач земства составляло, бесспорно, попечение о народном образовании. Но необходимо было организовать его так, чтобы школы приносили действенную пользу и чтобы само население сознало их необходимость, тогда как прежде они устраивались большею частью, не надолго, не по желанию населения, большинство которого относилось к ним не сочувственно, в чем виноваты, отчасти, старинные тяжелые методы обучения, но всего более недостаток подготовленных учителей.

     28 октября 1870 открыт Екатеринбургский уездный училищный Совет

     Члены Совета: 2 от Земства - Н.К.Штейнфельд и П.М.Турчанинов.

                              1 от духовенства - О.И.Знаменский

                              от МВД - М.К.Советкин

                              Министр народного просвещения - П.И.Уржумцев    

                              Председатель Совета - М.К.Советкин

Огневское

      С 1860 по 1871 училище существовало за счет духовенства.

      С 23 сентября 1871 - на счет общества (153р) и земства (247р).

      Комната для занятий одна. Учащихся 46 муж. пола и 2 жен. пола.

      В селе 256 дворов, жителей 952 муж.п и 1136 жен.п.,  имеется каменная церковь пророка Илии, 2 часовни, волостное правление.

Юшковское

      Существует с 1860 на средства Духовенства.

      С 12 ноября 1871 г - земское училище.

      Две комнаты для занятий. Учащихся - 36 муж.п и 1 жен.п.   В селе 192 двора  (610 муж.п и 627 жен.п).

      Церковь.  (Волчаево, Алчея).

 

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

"Екатеринбургская неделя" 1896г. №36

  Огнево.

   Не стало 27 августа большей и лучшей части села, расположенной к северу от церкви: выгорело 58 дворов. Убытки до 100 т.руб., т.к тут жили самые зажиточные крестьяне, а сгорело всё. С полей приехали к головёшкам. Пожарные были пьяны, телеги разобраны, бочки пусты..

Пожар занялся около часу дня. За 4 часа - увы, сгорело много птицы, несколько телят и свиней. Люди не пострадали. Материальная сторона жителей огневских итак-то неприглядна. В 1847 г. был пожар, где ещё больше пострадало домов. Постройки плохие, т.к лесной материал надо доставлять за 60-70 верст. Потому дома построены из тонкого, полугнилого леса, на вид очень маленькие, зимой сырые и холодные. У таких домов и постройки состоят из плетней, столбиков и перекладин, и всё это закрыто соломой. Топливо также дорого: березовые  дрова от 3-х до 5,5 за сажень. После голодных 1891-92-х гг домохозяев до 20 не в состоянии вести своё собственное хозяйство и живут в батраках у хозяев. Теперь ещё столько же к ним прибавится. Насчитывается до 20 семей, уехавших на новые места. Посторонних заработков (извоз, курени) нет. Нынешний урожай не будет выше среднего, ранние хлеба вышли плохими.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

"Екатеринбургская епархия" (события, люди, храмы)  авт. Лавринов Валерий, протоиерей.  

"У-Карабольская Покровская (ц. Покровская) женская община существовала с 1900г. В 1917г жили 2 монахини и 58 послушниц. Закрыта в 20-е годы. Вблизи с.Огневское. Строения снесены."

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

Положение крестьян с. Юшково далеко не из завидных. Наделенные всего по 3 и 1/4 десятины на душу (коневцы и огневцы почти по 15) попали теперь в лапы местных же кулаков, которые, заарендовав соседние башкирские земли, сдают их своим однодеревенцам в 4-5 раз дороже своей цены. В прошлом году отдавался в аренду участок башкирской земли в 1100 десятин. Юшковцы всем обществом хотели взять его по 73 коп за дес. Но он был передан богатому крестьянину за 64 коп. Башкирцы выложив из кармана 99руб. недовольные подали жалобу в присутствие. Но-увы! Арендатор же берёт 2-3 руб за дес., т.е прибыль 300%. Ныне, например здесь никто не говорит о покупке коровы или лошади - всякий хлопочет о продаже их. Воровство пускает глубокие корни, а кража леса из дач с. Коневского и д. Слободчиковой являются положительно ежедневным фактом.
   А было время, когда соседские башкирские земли отдавались в аренду за 3 коп, каравай хлеба и 3 яйца за дес.
           "Нет, того, что миновало, никогда не воротить"
                                                             Н.Павлович

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

"Екатеринбургская неделя" 1887г. №15

В 1887г в Ек-ге проходила Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, которую посетило 80 тыс чел. Смородинцев Семен Федорович - диакон с. Юшковское - представил на ней коллекцию торфов, получил почетный отзыв УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания). Также же он в художественный отдел выставил из личной коллекции картину"Блаженный Иероним" (итальянская живопись).  Дочь его Смородинцева Александра Семеновна - кустарь - представила разные ткани и вышивки, заслужив тоже почетный отзыв УОЛЕ, членами экспертной комиссии которого были Клер О.Е., Карпинский П.М., Мамин Дм. Наркисович, Клепинин Н.А., Шишонко В.Н. и др.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

"Екатеринбургская неделя" 1891 №5

Теперь о жилых строениях (избах). В Огневском районе, куда входят Огневская, Коневская, Багарякская, Булзинская волости, на 1 избу приходится 4,33 душ обоего пола. 1/20 часть семей собственного угла не имеет. Избы тесны, за неимением леса здесь начинают строить каменные дома.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

Рекомендую ознакомиться!Рекомендую ознакомиться!

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@